1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси

Наши партнёры

Фотогалерея

11 июля 2022

«МОЙ ГОРАД, ТЫ НЕ ЗАБЫЎ МЯНЕ ЯШЧЭ?». В ВИТЕБСКЕ ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ МАРКА ШАГАЛА

Во дворике дома-музея Марка Шагала в Витебске почитатели творчества нашего известного земляка собираются ежегодно. А празднование 135-летия мастера и вовсе приобрело очень необычный формат. Однако Шагала в Витебске чтили не всегда.

Отношения Витебска и Шагала после отъезда художника за границу складывались были сложными. Родной город на 70 лет вычеркнул имя художника из своей памяти. Но при жизни не понявший, не полюбивший, не принявший мастера Витебск был ему по-настоящему дорог.

С возвращением, Марк Захарович!

Первенец в семье Хацкеля и Фейги-Иты Шагалов, которые после свадьбы переехали из родного Лиозно в Витебск, родился в ночь с 6 на 7 июля 1887 года. Новорожденному дали имя Моисей, Мойша. В родном доме его называли Мошкой. Это потом еврейское имя окажется слишком сложным для французского языка, и художник назовет себя Марком.

– Шагал уехал из Витебска в 1920 году, как оказалось, навсегда, – рассказала директор Дома-музея Марка Шагала Ирина Воронова. – И в Витебске сразу же о нем забыли. Для этого был целый ряд причин: во-первых, в Советском Союзе эмигрантов автоматически причисляли к врагам народа, и даже родственники, которые тут оставались, зачастую всю жизнь скрывали кровную связь с уехавшими. Во-вторых, то, что создавал Шагал, не соответствовало тому, как, по мнению советской идеологии, надо прославлять новую жизнь. В этом контексте авангардный художник не представлял интереса, даже считался враждебным. Третья причина – национальность.

Даже в 1987 году, когда, спустя два года после смерти 98-летнего Марка, весь мир отмечал столетие со дня его рождения, ЮНЕСКО объявило 1987 годом Марка Шагала, а начавшаяся перестройка позволила свободно говорить об эмигрантах, которые прославили свою родину за рубежом, Витебск все еще сотрясали горячие споры. «Имя Шагала нужно увековечить», – говорили представители прогрессивной интеллигенции. «За что? – спрашивали оппоненты. – Он ничего не сделал для Витебска, не помог городу, разрушенному во время войны, не подарил ни одной работы».

– Конфронтация продолжалась 4 года и только в 1991 году Витебский горисполком принял решение создать музей художника, прославившего город на весь мир, – продолжает Ирина Воронова. – Тогда же возник вопрос, где его создавать? Есть ли постройки?

Историки утверждали, что здание, на тот момент имевшее адрес Дзержинского, 11, и является тем самым домом, в котором жила семья художника в начале ХХ века. Но были и сомневающиеся: как дом мог сохраниться, если Витебск во время войны был на 98% разрушен. Понадобилось еще 6 лет, чтобы краеведы и архивисты соотнесли стратиграфию города конца 80-х годов и план начала ХХ века с немецкой аэрофотосъемкой.

Родители Шагала приобретали деревянный дом, а в 1900 году подали прошение в городскую управу о строительстве кирпичного дома с подвалом. Как оказалось, именно он и сохранился до нашего времени. Известно, что к 1905 году семья, в которой кроме родителей было 9 детей (два сына и 7 дочерей) и бабушка, владела на этом участке уже 4 домами – 1 кирпичным и 3 деревянным. Подрастая, старшие дети отселялись от родителей в деревянные дома, но, кроме этого, семья находила возможность сдавать внаем 8 комнат, и получать дополнительный доход.

В 1987 году в Москве в музее изобразительных искусств имени Пушкина прошла большая ретроспективная посмертная выставка работ Шагала, хранящихся в разных музеях.

О чувстве вины и магии совпадений

Когда изыскания были окончены и дом художника, где прошло его детство, нашелся, оказалось, в нем проживают две семьи, не имеющие к мастеру никакого отношения: после освобождения Витебска они заняли помещения с разрешения городских властей. Говорят, когда людей отселяли в другие квартиры, здесь было прописано уже 7 семей.

А в 1997 началась реставрация. Частично она шла на немецкие деньги.

– Практически одновременно с решением исполкома в 1991 году в Витебск прибыла делегация из небольшого немецкого города Нинбурга, – рассказывает Ирина Воронова. – В начале перестройки жители Германии часто приезжали, желая искупить причиненное предками зло. Делегация Нинбурга вдохновилась идеей вернуть имя Шагала родному городу художника.

В Нинбурге появилось общественное объединение «Круг содействия дому-музею Марка Шагала в Витебске», жители города собрали деньги и наличными (в те годы это было позволено) передавали с делегациями. В Витебске средства поступали на счет отдела культуры, оттуда их направляли на реставрацию, закупку экспонатов, антикварной мебели.

– Крыша и водосточные трубы дома родителей Шагала покрашены в небесно-голубой цвет, которого много в работах художника, – обращает внимание Ирина Воронова. – Кстати, краску привезли прямо из Нинбурга, в бочках. За 25 лет она не выгорела, остается такой же яркой.

Жители Нинбурга положили начало коллекции графических работ Марка Шагала, которой владеет музей, и которая сегодня насчитывает порядка 300 оригиналов. Говоря о первом графическом листе, который получил Музей, Ирина Воронова признается: до сих пор это совпадение заставляет ее поражаться воле провидения.

– В коллекции мэра Нинбурга в 1991 году был графический лист Шагала, такие работы при жизни художника стоили не дорого, – говорит она. – И мэр решил сделать подарок Витебску. Работа была датирована годом смерти художника, 1985. Предчувствуя скорый уход, Шагал назвал ее «К иному миру». Так последняя работа в жизни мастера стала первой, вернувшейся на родину.

Этюды памяти

Пополнилась коллекция дома-музея и в день 135-летия художника. Оригинальный подарок сотрудникам Витебского центра современного искусства сделал художник из Санкт-Петербурга Александр Боярский. Он, вдохновляясь письмом Шагала к Витебску, написал по его мотивам живописный этюд.

Апогеем праздника стал спектакль, который артисты Национального Академического драматического театра имени Якуба Коласа сыграли во дворе дома на открытой сцене. Сумерки (действо началось в 22 часа) и театральный свет оживили воспоминания Шагала о родном городе.

Спектакль «Шагал… Шагал…» Владимира Дроздова в жанре «этюды памяти» появился в репертуаре театра в 1999 году, поставил его заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский. А год спустя постановка стала настоящим событием Эдинбургского фестиваля, завоевав там гран-при. Во многом благодаря этому успеху витебские артисты получили возможность рассказать о своем земляке в США, Польше, Италии, Латвии, Литве, принять участие в «Днях культуры Беларуси в Париже»…

В образе Марка Шагала все это время неизменно выходит ведущий мастер сцены Геннадий Гайдук. Художник уже стар, и, предчувствуя скорый уход, предается самым дорогим воспоминаниям. Они возвращают его в Витебск, туда, где прошли самые лучшие годы. «Мой горад, ты не забыў мяне яшчэ…», – звучат рефреном строки его стихов. А мать откуда-то из другого мира обещает: когда власти согласятся проложить дорогу из Витебска до Парижа, мы обязательно всей улицей приедем к тебе…

Источник


Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/user1122942/www/minskprofstroy.by/wp-content/themes/fpbV2/footer.php on line 86

Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/user1122942/www/minskprofstroy.by/wp-content/themes/fpbV2/footer.php on line 91