77 лет тому назад делегация нашей республики наравне с делегациями ведущих мировых держав работала над формулировками Устава ООН.
Еще до окончания Великой Отечественной войны представители Беларуси впервые участвовали в переговорах по выстраиванию новой глобальной системы международных отношений.
Как известно, Организация Объединенных Наций была образована 25 апреля 1954 года. В число первоначальных членов ООН кроме СССР были включены две союзные республики – Белорусская ССР и Украинская ССР, как республики, понесшие наибольшие жертвы в войне.
Но еще задолго до этого дня, 6 мая 1945 года белорусская правительственная делегация под руководством наркома иностранных дел БССР Кузьмы Киселёва прибыла в американский город Сан-Франциско, чтобы принять участие в конференции по подготовке Устава ООН.
Представители Беларуси впервые принимали участие в международной конференции, как равноправные участники, а Кузьма Киселёв был докладчиком комиссии, занимавшейся вопросами создания одного из основных органов ООН – Генеральной ассамблеи.
На международной арене Беларусь знали очень слабо. То, что одна из советских республик может стать самостоятельным субъектом международной политики вряд ли могли себе представить даже опытные дипломаты и политики. Когда руководитель белорусской делегации Киселёв увидел на столе табличку «White Russia», он по-английски написал правильное название «Byelorussian Soviet Socialist Republic» (Белорусская Советская Социалистическая Республика) и пообещал подробно рассказать об этом названии на пресс-конференции.
Еще один любопытный случай произошел, когда член белорусский делегации, академик Владимир Перцев попросил, чтобы табличку БССР поставили после таблички делегации СССР, а не спереди по алфавиту, как это было принято на международных конференциях. Однако Кузьма Киселёв успокоил академика, сказав, что в этом случае нет оснований волноваться, будто белорусскую делегацию умышленно хотят отделить от союзной.
Третий случай, связанный с национальной и международной идентичностью БССР, тоже был связан с академиком Перцевым. Он первый из делегации должен был выступить на конференции. Свою речь на заседании Третьего комитета по вопросу об определении агрессии он начал с того, что хотел бы выступить на белорусском языке, но поскольку в зале не было переводчика на английский и французский языки, он вынужден говорить на русском – одном из рабочих языков конференции.
В дальнейшем представители БССР выступали с речью по-русски, однако было и исключение, Кузьма Киселев говорил на пресс-конференции на белорусском языке, хотя в архивном деле этот текст напечатан на русском языке.
Не менее интересная история произошла с белорусскими и украинскими флагами, поскольку по решению Секретариата конференции их нужно было вывесить вместе с флагами других 47 государств. Но обе делегации не взяли с собой флаги и не получили на этот счет никаких указаний. В то время флаг БССР представлял собой красное полотнище с изображением в левом верхнем углу золотых серпа и молота, а под ними – золотого абриса пятиконечной звезды, под серпом и молотом золотые буквы – БССР. Флаги были вывешены лишь через две недели.
23 мая 1945 года глава белорусской делегации Кузьма Киселёв дал в Сан-Франциско свою первую пресс-конференцию в качестве руководителя внешнеполитического ведомства БССР. Он рассказал о Беларуси, ее историческом прошлом, территории и населении, остановился на происхождении названия «Беларусь», отметив, что в англоязычной научной литературе, официальных изданиях и газетах это слово неправильно переводится как «White Russia». Киселев рассказал о достижениях в социалистическом строительстве, о борьбе против немецко-фашистских захватчиков.
В заключении своего заявления нарком иностранных дел БССР подчеркнул: «Белорусский народ послал свою делегацию на конференцию в Сан-Франциско с единым желанием: внести свой вклад в дело борьбы за длительный мир и всеобщую безопасность свободолюбивых наций. Мы выражаем надежду, что при сотрудничестве других миролюбивых народов, эта цель будет достигнута».
Затем Кузьма Киселев ответил на вопросы корреспондентов, которые интересовались самостоятельностью БССР в международных делах, ее позицией на конференции Объединенных Наций, отношениями с Польшей, США и другими государствами антигитлеровской коалиции. Киселёв подчеркнул, что БССР обладает «полной самостоятельностью, ибо она имеет свой Верховный Совет, Правительство, Наркоминдел и самостоятельна во внешних отношениях на основе решений Верховных Советов СССР и БССР».
Конференция в Сан-Франциско положила начало формированию единой внешнеполитической линии, которую делегации СССР, Беларуси и Украины проводили в ООН и других международных организациях.
Уроженец Беларуси, знаменитый министр иностранных дел СССР Андрей Андреевич Громыко вспоминал, что именно на той конференции сложилось «руководящее ядро трех наших делегаций. Эта небольшая группа анализировала положение дел на конференции, намечала тактические и иные планы по осуществлению директив Центра».
30 августа 1945 года Верховный Совет БССР ратифицировал Устав ООН. Таким образом, история внешнеполитической деятельности Беларуси с самого начала была связана с Организацией Объединенных Наций.