Солярии, прачечные и химчистки, парикмахеры и косметологи, специалисты в области маникюра, педикюра, пирсинга, татуажа теперь должны работать по новым санитарным нормам и правилам.
Они утверждены постановлением Министерства здравоохранения Беларуси от 15 февраля 2023 г. №33 и действуют уже практически 2 недели – с 22 июля. Ознакомиться с документом можно на главном правовом портале страны.
Как пояснили в ведомстве, обновленные требования касаются юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Новые санитарные нормы и правила не распространяются на самозанятых физических лиц, если они оказывают «на дому» парикмахерские и косметические услуги, специализируются на маникюре и педикюре, но их вид деятельности не относится к предпринимательству.
Однако в постановлении №33 оговаривается, что на субъектов хозяйствования в случае сдачи ими в аренду самозанятым парикмахерам, косметологам, мастерам по маникюру/педикюру помещений или рабочих мест, которые расположены в общественных зданиях или в нежилых помещениях многоэтажек, возлагается обязанность по производственному контролю за соблюдением санэпидтребований, гигиенических нормативов и противоэпидемических мероприятий.
Субъекты хозяйствования могут самостоятельно с учетом разработанного ими плана производственного контроля определять мероприятия по обеспечению соблюдения санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.
В частности, в обновленных санитарных нормах и правилах прописано, что деятельность по оказанию бытовых услуг не должна способствовать распространению инфекционных и (или) паразитарных заболеваний. Установлены четкие требования по контролю за режимом дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации частей технических средств и инструментов и т. д.
Уточняется, что объекты по оказанию парикмахерских, косметических, маникюрных и других бытовых услуг не могут располагаться там, где для клиентов не созданы отдельные входы. Посещение салонов через общие пути подъездов многоэтажек запрещено. Не допускается, чтобы в процессе деятельности объектов бытовых услуг в воздушную среду жилых помещений выделялись вредные вещества, нельзя создавать превышающий гигиенические нормативы уровень шума, ультразвука, вибраций и т. д. Также нужно позаботиться о доступной среде для инвалидов, оборудовать входы пандусами и поручнями.
К примеру, при использовании парфюмерно-косметической продукции, синтетических моющих и дезинфицирующих средств, товаров бытовой химии, антисептических лекарственных препаратов, средств для татуажа, наносимых с нарушением кожного покрова, трансферной бумаги и геля, химических материалов, а также одноразовых тату-игл, игл для пирсинга и других материалов, нужно соблюдать условия хранения и сроки годности такой продукции. Особенно это важно, если процедуры связаны с нарушением целостности кожного покрова или слизистой клиента.
Если после вскрытия потребительской упаковки таких материалов изменяются сроки их годности, следует проставлять на каждой единице вскрытой продукции информацию о дате/времени вскрытия тары.
Постановление №33 также предусматривает, что работники, связанные со сферой бытового обслуживания, должны проходить гигиеническое обучение.
Допускается оказание парикмахерских услуг на передвижном объекте при наличии нежилого помещения для его обслуживания в здании, где есть раковина и смесители, подведена горячая и холодная вода из централизованной сети хозяйственно-питьевого водоснабжения. А вот оказывать парикмахерские услуги без применения синтетического пеньюара и хлопчатобумажной салфетки запрещено.
Также установлены нормативы по площади рабочего места для разных видов деятельности. К примеру, парикмахеру, мастеру по маникюру достаточно 6 кв. м, косметологу, специалисту по пирсингу и татуажу 8 кв. м. При совмещении нескольких рабочих мест в одном помещении они должны разделяться ширмой.
Анжела ЛЮДЫНО
Фото из открытых интернет-источников