1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси

Наши партнёры

Фотогалерея

31 июля 2024

Семь «я» нового закона

С будущего года в стране вступит в силу обновленный Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Что изменится в системе господдержки ячеек общества и как это может повлиять на рождаемость, спросили у начальника управления народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светланы Белаш.

  • – Одна из новаций затронет будущих мам. Как именно и чем обусловлено решение?

– Изменения в основном коснутся молодых мам, поскольку речь идет о студентках, учащихся и тех, кто только начинает трудовую деятельность. Социологические исследования подтверждают, что молодые люди зачастую откладывают рождение детей, отдавая предпочтение карьере. Поэтому государство создает дополнительные условия и стимулы, чтобы наша молодежь не оказывалась в ситуации репродуктивного выбора. Еще более усиливает поддержку материнства.

Так, с 1 января 2025 года в стране увеличится минимальный размер пособия по беременности и родам. В 2 раза – с 50% до 100% бюджета прожиточного минимума – для женщин, которые получают образование в дневной форме, а также для зарегистрированных в качестве безработных в течение 6 месяцев после того, как уволились с работы либо окончили обучение. В 3 раза – для будущих мам, которые уже вышли на рынок труда, но еще не имеют 6 месяцев страхового стажа. Сегодня это 50% БПМ, в текущих условиях – почти 210 рублей, а с 1 января 2025 года будет 100% минимальной заработной платы, что на данный момент составляет 626 рублей в месяц.

  • – Поменяется ли что-то в господдержке тех, кто уже воспитывает ребенка?

– Касательно семей с детьми внесено 3 блока новаций. Первый – это увеличение минимального размера выплаты по больничному листу по уходу за ребенком для застрахованных лиц, не имеющих 6 месяцев стажа работы. Здесь по аналогии с пособием по беременности и родам минимальный размер сейчас составляет 50% БПМ, а будет равняться 100% минимальной зарплаты.

Второй блок касается регулирования ряда вопросов, когда необходимы выдача листка нетрудоспособности и оплата пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком. Например, когда в семье воспитываются двое детей с инвалидностью и их одновременно направляют на санаторно-курортное лечение, реабилитацию либо абилитацию. Сегодня пособие по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком назначается одному работающему родителю, сопровождающему детей. Новацией устанавливается право предоставлять его каждому сопровождающему лицу, которому требуется освобождение от работы.

Третий блок затрагивает пособия на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей. Сегодня такие пособия назначены на 56,6 тыс. юных жителей страны. Однако практика показала, что перечень отдельных категорий нужно расширить. Поэтому в него включили семьи с несовершеннолетними детьми, в которых ребенок-инвалид достиг 18 лет, ему установлена I группа инвалидности и один из родителей продолжает за ним ухаживать. В этом случае сохранится право на пособие для несовершеннолетних детей, которые воспитываются в семье.

Еще одно дополнение в отдельные категории – женщины, воспитывающие ребенка старше 3 лет, отца которого призвали на срочную военную либо альтернативную службу. Речь идет о неполных семьях, где отец выплачивает на ребенка алименты. Пока он будет отдавать долг Родине, маму поддержит государство.

Также в законе есть еще отдельные нормы для семей с детьми-инвалидами. Так, на краткосрочный период помещения таких деток в дом ребенка для оказания медико-социальной помощи назначенные на них выплаты – пособия и социальная пенсия – будут сохраняться. Кроме того, родители, которые ухаживают за детьми-инвалидами и получают соответствующее пособие, смогут с его сохранением по направлению службы занятости обучаться востребованным на рынке труда профессиям.

  • – Принятые изменения усилили адресность государственной поддержки, а что из нововведений поможет усилить контроль за целевым использованием средств?

– На самом деле случаи нецелевого использования детских пособий не носят массового характера. Тем не менее каждый – болезненный для нас. Поэтому в числе новаций – обязанность госорганов и нанимателей, назначающих и выплачивающих пособия, по запросам учреждений образования, комиссий по делам несовершеннолетних предоставлять информацию о получателях этих пособий и членах их семей. Их согласие для этого не потребуется. Наниматель также будет обязан ежеквартально запрашивать в органах ФСЗН в отношении своих получателей пособий сведения, влияющие на размер и правомерность выплат.

Одновременно дополнительная мера установлена в отношении недобросовестных родителей. Если ребенка забрали из семьи, выплата пособий прекращается с этого же дня, в том числе назначенных, но не полученных за прошлое время.

К слову, государственными пособиями сегодня в республике обеспечено 372 тыс. детей в возрасте от 3 до 18 лет. Это каждый пятый ребенок.

Наталья КОВАЛЕВА
Фото Виталия ГИЛЯ


Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/user1122942/www/minskprofstroy.by/wp-content/themes/fpbV2/footer.php on line 86

Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/user1122942/www/minskprofstroy.by/wp-content/themes/fpbV2/footer.php on line 91