Беларусь вступила в новый прогнозный цикл, когда разрабатываются и проходят широкое обсуждение долгосрочные документы. Один из них – национальная стратегия устойчивого развития Беларуси на период до 2040 года (НСУР-2040). Такой документ определяет модель развития, цели, приоритеты, основные прогнозные параметры и направления эффективного использования потенциала страны. Проект стратегии уже проходит общественное обсуждение на сайте Министерства экономики. Каким обрисовано будущее Беларуси в этом документе?
Беларусь-2040, какой ее видят авторы проекта стратегии, – это независимое, суверенное государство с устойчивым развитием национальной экономики, основанной на инновациях и высоких технологиях, с равными возможностями для развития личностного потенциала, экологически чистой окружающей средой. В документе ставится в приоритет развитие Беларуси как высокоинтеллектуальной страны со всеми возможностями для самореализации, где человек – главная ценность. Особое значение имеют развитые экономика, бизнес-среда, технологическая и цифровая индустрия, высокий уровень жизни населения, комфортные условия для жизни, сильные регионы.
На международной арене страна придерживается единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами на основе равноправного и взаимоуважительного диалога. Среди приоритетов – стратегическое союзническое взаимодействие с РФ, выстраивание отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства с КНР. В проекте стратегии особо отмечается активная и конструктивная позиция Беларуси в интеграционных объединениях на постсоветском пространстве – ЕАЭС, СНГ, ОДКБ. Как полноправный член Шанхайской организации сотрудничества, наша страна заинтересована в развитии общего транспортного пространства с государствами – членами ШОС, активизации торгово-экономического сотрудничества посредством промышленной и технологической кооперации, цифровой трансформации, искусственного интеллекта. Беларусь-2040 также включена в интеграционные процессы на пространстве БРИКС.
Согласно проекту стратегии, к 2040 году на качественно новый уровень должно выйти взаимодействие со странами дальней дуги – Азии, Африки и Латинской Америки. «Лицо государства узнаваемо в мировом пространстве благодаря богатому самобытному культурному наследию страны, функционирующим брендам с мировым именем. Высокотехнологичная инновационная инфраструктура и государственные гарантии делают нашу страну привлекательной для иностранных инвесторов, а красота нашей природы, культурная уникальность и ее культурные традиции остаются желанными для туристов из разных стран», – именно такие установки заданы в документе.
Одна из задач в проекте стратегии – нарастить потенциал белорусской экономики и войти в 2040 году в число 50 государств в мировом рейтинге ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте по паритету покупательной способности. Для этого потребуется увеличить ВВП не менее чем в два раза за 2026–2040 годы на основе структурно-технологического обновления производства и роста деловой активности, обеспечения технологической безопасности и внедрения цифровых технологий во все сферы.
В период 2026–2030 годов целевой ориентир – рост ВВП не менее чем в 1,2 раза. Главными векторами экономического развития станут точечная модернизация традиционного сектора на новой технологической базе, цифровая трансформация и интеллектуализация отраслей экономики, совершенствование организации производства на новых принципах управления (смарт-индустрия, технологии бережливого производства), внедрение рациональных моделей производства и потребления. Промышленная политика государства будет ориентирована на переход к новому технологическому укладу, реализацию прорывных высокотехнологичных проектов, ускоренное развитие производств. Преимущественное развитие получат машиностроение на новой технологической базе с элементами концепции «Индустрия 4.0», производства, обеспечивающие повышение глубины переработки местного сырья. Будут освоены новые продуктовые сегменты в производстве конструкционных материалов и продукции малотоннажной химии. Другой значимый драйвер экономики – ускоренное развитие сферы услуг ИТ-индустрии (до 8 % к ВВП в 2030 году), туристических, деловых и иных услуг с высокой добавленной стоимостью, а также инфраструктурных секторов, обеспечивающих повышение качества человеческой жизни (услуги образования и здравоохранения, транспортные услуги, цифровая инфраструктура, информационное пространство). Намечено повысить долю сферы услуг в ВВП до 53 % в 2030 году и 58 % в 2040 году.
В следующее десятилетие (2031–2040 годы) стратегия развития будет нацелена на достижение нового качества экономики посредством автоматизации производств, внедрения интеллектуальных систем и формирования рынка цифровых продуктов. Целевая задача – нарастить ВВП в 1,6 раза. Ее достижение предусматривает развитие интеллектуального промышленного производства путем внедрения высоких технологий (промышленные роботы и аддитивное производственное оборудование, цифровые и облачные технологии, умное оборудование и продукция, интеллектуальное управление процессом производства и качеством). Также предусматривается повышение вклада цифровой экономики в ВВП на уровне не менее 20 % в 2040 году, создание развитой инфраструктуры для полноценного функционирования интеллектуальной экономики, развитие институтов инновационного и предпринимательского потенциала, построение цифровой логистики, повсеместное внедрение ресурсоэффективных и зеленых технологий, внедрение в производство бизнес-моделей замкнутого цикла использования ресурсов.
Согласно проекту стратегии, в 2026–2030 годах планируется стабилизировать численность населения на уровне не менее 9,1 млн человек, увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении до 76,5 лет, обеспечить устойчивый рост доходов населения – в 1,2 раза.
В период 2031–2040 годов стратегия социального развития будет нацелена на достижение высоких стандартов жизни граждан. Ожидаемую продолжительность жизни при рождении планируется увеличить до 80,4 лет в 2040 году, а также создать условия для обеспечения достойной жизни для людей старшего поколения, в том числе путем формирования развитой инфраструктуры поддержки активного долголетия. Предусматривается цифровизация образовательного пространства на основе внедрения в образовательный процесс технологий виртуальной и дополненной реальности, больших данных, нейросетей, цифровых платформ взаимодействия учреждений образования с бизнес-сообществом. Получит развитие модель «Университет 5.0», будут созданы новые научные школы с привлечением одаренной молодежи к научно-инновационной деятельности.
Также в проекте стратегии намечен суммарный коэффициент рождаемости – 1,3 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста в 2030 году и 1,47 – в 2040 году. Запланировано повышение уровня рождаемости в 1,3 раза к 2040 году, а снижение смертности населения – в 1,2 раза за 2026–2040 годы. Реальная пенсия по возрасту неработающего пенсионера к 2040 году должна вырасти не менее чем в два раза (с учетом дополнительного добровольного пенсионного страхования).
Проектом стратегии предусмотрено вхождение в группу 70 государств в мировом рейтинге по индексу продолжительности здоровой жизни населения в 2040 году (86 позиция в 2018 году). Доля организаций здравоохранения, использующих технологии искусственного интеллекта, должна составить не менее 20 % в общем числе организаций в 2040 году. А экспорт медицинских услуг – вырасти не менее чем в 1,7 раза за 15-летний срок.
В планах и динамичное развитие научной сферы – не менее 2 % от ВВП в 2040 году. Большая часть ресурсов будет сконцентрирована на научных исследованиях и разработках, направленных на выпуск продукции высших технологических укладов. Удельный вес инновационной продукции и оказанных услуг инновационного характера, новых для внутреннего и мирового рынка, в общем объеме отгруженной инновационной продукции и оказанных услуг должен составить 60 % в 2040 году (56,6 % в 2023 году). А коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных в Беларуси, в расчете на 10 тыс. человек населения) будет на уровне 1,5 (против 0,39 в 2023 году), включая национальных и иностранных заявителей. Конечным результатом станет вхождение Беларуси в число 60 стран рейтинга Глобального индекса инноваций (2023 год – 80 место из 132 стран).
Целевые индикаторы уровня инфляции – не выше 5 % до 2030 года и не выше 4 % к 2040 году. В период 2026–2030 годов предполагается использование экономических инструментов воздействия на процессы ценообразования, поддерживаемых мерами по стимулированию субъектов хозяйствования к сокращению затрат, повышению инвестиционной активности, увеличению добавленной стоимости товаров и услуг. В период до 2040 года обеспечение ценовой стабильности будет достигаться путем формирования Национальным банком необходимых монетарных условий, направленных на ограничение роста цен. Создание благоприятной конкурентной среды позволит замедлить инфляционные процессы за счет усиления конкуренции между производителями и реализации мер по насыщению внутреннего рынка отечественными товарами, увеличению их представленности в торговле.
В финансовой сфере среди целей есть поддержание оптимального уровня налоговой нагрузки, не превышающего 26 %. Намечено и увеличение объемов выпуска облигаций на уровне роста ВВП. В то же время рост инвестиций в основной капитал ожидают опережающий динамику ВВП в 2,1 раза, а доля валового накопления основного капитала в ВВП должна быть не менее 23–25 % в 2040 году.
Согласно проекту стратегии, экспорт белорусских товаров и услуг должен вырасти в 1,9 раза за 2026–2040 годы. А доля экспорта высокотехнологичной, среднетехнологичной высокого уровня и наукоемкой продукции в общем объеме экспорта товаров и услуг должна составить 50 % в 2040 году (36,5 % в 2021 году). Планируется диверсификация экспорта за счет увеличения доли стран Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки до 35 %.
В достижении этих целей Беларуси поможет интеграция в Союзном государстве, ЕАЭС, СНГ, освоение товарных ниш в восточном и южном направлениях, закрепление позиций на новых быстрорастущих рынках стран дальней дуги, увеличение экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Значительный вклад в качественное развитие экспорта внесет наращивание инвестиций в технологии будущего, производство новых композитных материалов и компонентов, инновационных умных машин и устройств.
Предусматривается максимально использовать новые мощности возводимой железнодорожной инфраструктуры на стыке транспортного коридора Север-Юг и коридора Запад-Восток, отходящего к восточному побережью Китая. Предполагается инвестирование в строительство собственной подконтрольной прибрежной инфраструктуры на данном маршруте.
Намечено также активное участие Беларуси в инициативах в области создания систем трансграничных платежей и цифровизации в банковском секторе Евразийского пространства в целях обеспечения бесперебойности поступлений от внешнеэкономических операций.
В Брестской области перспективными направлениями развития промышленного комплекса выступят производство пищевых продуктов, самолетов, деталей и сборочных единиц технологической оснастки, гидравлических распределителей, расширение модельного ряда гидроцилиндров и производства древесно-стружечных плит. Ставка будет сделана на расширение производственных мощностей на основе местных сырьевых ресурсов (строительство горно-обогатительного комбината, расширение производства мягкой мебели, внедрение технологии производства керамических изделий на основе глин).
В Витебской области развитие промышленного комплекса будет нацелено на укрепление конкурентных позиций в нефтехимии с освоением новых направлений полимерных материалов, текстильной и обувной промышленности, производстве оптоволокна, стройиндустрии и металлургии. Также планируется расширение производства лекарственных средств, фармацевтических и медицинских изделий, совершенствование электронной промышленности, развитие робототехники.
Стратегия устойчивого развития Гомельской области будет нацелена на дальнейшее развитие ведущих отраслей обрабатывающей промышленности (нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, черная металлургия, химическая, деревообрабатывающая, машиностроение, стекольная, пищевая и целлюлозно-бумажная), развитие горнодобывающего комплекса и углубленное освоение минерально-сырьевых ресурсов, повышение эффективности АПК, внедрение ИКТ в реальном секторе экономики.
Определяющее влияние на развитие экономики Гродненской области будут оказывать производства, ориентированные на использование местного сырья (перерабатывающие отрасли агропромышленного комплекса, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов), а также работу Белорусской АЭС в Островецком районе.
Промышленный комплекс Минской области будет развиваться путем сохранения традиционных отраслей (пищевая, химическая промышленность, производство машин и оборудования, металлургическое производство), развития фармацевтики, биоиндустрии, электротранспорта, формирования новых компетенций и реализации значимых инвестиционных проектов в горнодобывающей промышленности, производстве кормовых добавок и легковых автомобилей.
В Могилевской области продолжится работа по технологическому обновлению производственной сферы путем создания новых и модернизации действующих производств с опорой на импортозамещение в пищевой промышленности, производстве лифтового оборудования, изделий из дерева и бумаги, строительных материалов на основе цементного сырья, химических текстильных материалов, резиновых и пластмассовых изделий.
Развитие Минска будет ориентировано на формирование в центре страны крупного научно-инновационного, административного и финансового ядра, выступающего локомотивом для остальных территорий, а также международным образовательным центром и поставщиком уникальных высокотехнологичных медицинских услуг.
Авторы стратегии отмечают, что кардинальные изменения, произошедшие за последние несколько лет на внешнем контуре, сформировали новую глобальную реальность, существенно влияющую на устойчивость социально-экономического развития. Однако белорусская экономика выдержала испытание временем и доказала свою состоятельность. Адаптация к новым геополитическим реалиям, смягчение последствий рисков и угроз остаются важнейшими задачами. И именно в этих непростых условиях выстраивается национальная модель устойчивого развития.
Источник: pravo.by