БЦК сегодня объединяет более 20 предприятий, где трудятся свыше 8,5 тысячи человек. Фундамент холдинга составляют три головных предприятия: ОАО «Белорусский цементный завод», ОАО «Кричевцементношифер» и старейшее — ОАО «Красносельскстройматериалы», которое 9 августа отметит 110 лет.
Производственная мощность цементных заводов холдинга БЦК более 5 млн тонн цемента в год. Кроме цемента, компания производит продукцию самого разнообразного спектра: блоки из ячеистого бетона, силикатный кирпич, железобетонные изделия, известь, мел, сухие строительные смеси, отвечающие всем требованиям мирового рынка.
Заводы работают стабильно с максимальной загрузкой производственных мощностей. По итогам 2023 года она составила 98,2 процента. А в первом полугодии выросла более чем на 8 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2023‑го.
— Объединение всех производителей цементной отрасли в Белорусскую цементную компанию позволило предприятиям не только выжить в сложных условиях современной геополитики и рынка, но и успешно развиваться, — считает Александр Довгало. — Благодаря налаживанию кооперационных связей между производствами сохраняются профессиональные компетенции. Если раньше белорусские заводы были конкурентами, сейчас мы все одна команда с общими целями. Всегда есть возможность выехать друг к другу за опытом, посмотреть технологические тонкости, услышать совет коллег.
На протяжении десяти лет Белорусская цементная компания совершенствовала техническое оснащение, чтобы соответствовать современным тенденциям в отрасли. Внедрены аппаратно-технические решения, которые обеспечивают бесперебойную работу и эффективное взаимодействие между управляющей компанией и предприятиями, входящими в состав холдинга. Это гарантирует, что все подразделения работают как единое целое.
Ежегодно объемы инвестиций в развитие предприятий холдинга увеличиваются. За 10 лет общая сумма составила более 240 миллионов рублей.
В ближайшие пять лет будет проведена масштабная модернизация заводов. Она коснется трех цементных производств, шести заводов по производству железобетонных изделий, а также пяти заводов, выпускающих газосиликатные блоки.
Основная задача, которая будет решена в процессе масштабной модернизации, — это снижение себестоимости продукции. Достигнуть этого планируется за счет сокращения потребления топливно-энергетических ресурсов и оптимизации технологических процессов.
В 2022 году связи поставок были разорваны экономическими санкциями, пришлось искать новые рынки сбыта.
Потребовалось не так уж много времени, чтобы найти альтернативных поставщиков сырья и заказчиков готовой продукции в Российской Федерации. Но если заводам в Кричеве и Костюковичах было экономически выгодно возить оттуда сырье и поставлять продукцию, ведь они расположены на восточных границах, то для ОАО «Красносельскстройматериалы» такой поворот повлек бы рост себестоимости готовых изделий из-за увеличения транспортных затрат. Удержаться на плаву помогло грамотное управленческое решение. Это предприятие стало работать строго на потребности внутреннего рынка. А два других завода обеспечивают запросы внешнего.
— Российская Федерация сегодня наш главный экономический партнер, — подчеркивает Александр Довгало. — В этом году основные регионы поставок — Москва и Московская область, Центральный и Северо-Западный федеральные округа.
Чтобы максимально приблизить продукцию к потребителю, в Подмосковье к 2030 году будет построен производственно-логистический комплекс БЦК «Содружество», где смогут трудоустроиться порядка 100 человек. Объем инвестиций оценивается в 2 млрд российских рублей. В состав нового предприятия войдут терминал для приемки цемента железнодорожным транспортом и его хранения с последующей отгрузкой в автотранспорт, заводы по производству товарного бетона, сухих строительных смесей и железобетонных изделий, линия по тарированию цемента и складские помещения. Создание комплекса обеспечит постоянное наличие продукции холдинга в регионе продаж и создаст более выгодные логистические условия для российских партнеров. Продукция будет поставляться в регионы России и страны СНГ.
К слову, с использованием белорусского цемента возводятся новые станции Санкт-Петербургского метрополитена, инновационного центра «Сколково», высокоскоростная трасса Москва — Санкт-Петербург. На нем строятся ледовые дворцы, «свечки» небоскребов, гостиничные комплексы в Москве и многие другие знаковые объекты страны-соседки.
Результативное продвижение продукции на внешний рынок невозможно представить без продуманной логистики. С каждым годом активизируется интенсивность грузоперевозок на восточном направлении. Чтобы расширить возможности экспорта, в марте 2022 года в БЦК создали управление логистики. В 2023 году в Москве открыли торговый дом «БЦК-Союз» и стали развивать товаропроводящую сеть, что позволило не только вернуть объемы сбыта продукции до введения санкций, но и серьезно их превзойти. Красноречивая, согласитесь, цифра: в 2023 году предприятия БЦК отгрузили на внешний рынок 2 миллиона 313 тысяч тонн цемента, что на треть больше, чем в 2022‑м.
Ежегодно увеличиваются объемы внешних поставок товаров в долларовом выражении. За 10 лет экспорт увеличился в 2,3 раза.
Сегодня Белорусская цементная компания самостоятельно управляет почти двумя тысячами железнодорожных вагонов, из которых более 1100 находится в собственности. А совсем недавно стали курсировать 15 маршрутных поездов БЦК, которые в течение месяца совершают до 30 отправлений в Россию.
— Помимо собственного парка, мы стали привлекать вагоны-хопперы для перевозки цемента у других собственников, брать минераловозы в долгосрочную аренду, — конкретизирует генеральный директор холдинга. — С учетом оптимизации и увеличения количества маршрутных поездов в первом полугодии поставки цемента в Россию составили 1 190,8 тыс. тонн, или 103,5 процента к аналогичному периоду 2023‑го. Кроме того, в текущем году существенно нарастили внешние поставки блоков из ячеистого бетона в Российскую Федерацию — плюс 53,6 процента.
Благодаря развитию собственного железнодорожного парка предприятия холдинга оказывают полный комплекс услуг по доставке продукции с помощью этого вида транспорта до конкретного места назначения, которое удобно потребителю.