Поговорим о Минском метрополитене, который в следующем году отметит свое 40-летие.
Столичный метрополитен давно стал самым востребованным видом общественного транспорта. Ежегодно им пользуются свыше 300 миллионов пассажиров. В отличие от московского метро, распахнувшего свои двери в 1935 году, летопись белорусской подземки началась относительно недавно – с 1984 г. Изначально в распоряжении горожан и гостей столицы было 8 станций первой линии и электродепо «Московское» (синяя ветка). Чуть позже, к началу 1990-х гг., появилась вторая ветка и электродепо «Могилевское» (красная ветка). А сейчас Минский метрополитен насчитывает более 30 станций. При этом инвентарный парк составляет около 400 вагонов.
Несколько лет назад, а именно в 2020 г., открылись первые четыре станции третьей ветки столичной подземки. Еще три станции зеленой ветки, как на днях рассказал заместитель председателя Мингорисполкома Александр Черников, планируется ввести в эксплуатацию в конце 2024 г. По имеющимся данным, на территории новых станций уже практически завершились монолитные работы. Специалисты приступили к отделке и монтажу оборудования. В целом строительная готовность станции «Аэродромная» на данный момент составляет 87%, «Неморшанский сад» – 74%, «Слуцкий гостинец» – 52%. Всего же в планах развития Минского метрополитена значатся четыре линии общей протяженностью 87,9 км с 63 станциями.
Как отмечает руководство метрополитена, в наши дни подземка играет ключевую роль в транспортной инфраструктуре столицы и без нее уже невозможно представить повседневную жизнь мегаполиса.
Философия станций Минского метрополитена
Разумеется, главная функция метро – быстрая и безопасная перевозка людей. Вместе с тем, внутреннее убранство станций несет в себе эстетическую и образовательную составляющие. Доказательством того, что оформление метро заслуживает внимания и уважения является победа белорусских мастеров на престижном международном конкурсе промышленного и графического дизайна. В частности, работа группы белорусских авторов по оформлению станции метро «Вокзальная» в 2021 г. получила премию Urban Design & Architecture Design Awards 2020. Это, надо сказать, не единственная присужденная станции «Вокзальная» премия. Недавно Международная ассоциация союзов архитекторов (МАСА) отметила творческую группу «Минскметропроекта» дипломом XXX Международного смотра-конкурса МАСА за постройку станции.
Каждая станция минского метро имеет свою историю и философию. К примеру, никого не оставляет равнодушным звездное небо на «Петровщине». После открытия многие жители столицы приезжали сюда лишь для того, чтобы очутиться в сияющей сказке.
Самой посещаемой станцией, по вполне объективным причинам, является «Октябрьская». Именно здесь пересекаются две линии метро, и именно отсюда можно попасть в сердце столицы. Оформление данной станции пронизано символикой Октябрьской революции.
Станцию «Тракторный завод» открыли прямо в канун Нового года – 31 декабря 1990. Ее визитной карточкой стали огромные люстры, напоминающие колеса машин.
Весьма интересной для детей станцией можно считать «Грушевку». Не только малышей, но и взрослых привлекает инсталляция груши в разрезе, которая одновременно напоминает и ствол дерева. Колонны на платформе отделаны металлокерамикой желтого цвета, а на потолке разместились круги, символизирующие крону деревьев.
Не все знают, что в Минском метрополитене на станции «Могилевская» работает выставочная экспозиция. Ее площадки расположены на уровне кассовых залов станции, вход находится за линией контроля. Экскурсии по музею метрополитена проходят бесплатно, однако чтобы на них попасть нужно собрать группу от 5 до 20 человек и записаться заранее. Мероприятие длится чуть более часа. У посетителей есть возможность не только узнать много полезной и интересной информации об истории и современных тенденциях развития метро, но также сделать яркие снимки и посидеть в кресле машиниста.
Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА (превью) и из открытых интернет-источников