Когда входящий дороже исходящего: как мошенники чаще всего обманывают белорусов
Я не я, и родня не моя
Звонки от несуществующих родственников – самый популярный способ обмана по телефону. Сообщения о подобных случаях в последние несколько недель заполонили белорусские СМИ. Cхема стара как мир отмечают в милиции, злоумышленники не придумали ничего нового. Тем не менее, в последнее время правоохранители, действительно, наблюдают всплеск таких происшествий.
Сначала жертве – преимущественно пенсионеру – звонит «родственник», попавший в беду. Чаще всего это ДТП, якобы случившееся по его вине. Чтобы запутать потерпевшего, мошенник звонит из шумного места и говорит сдавленным голосом.
Жертву просят позвонить по другому телефону, где той отвечает второй злоумышленник, чаще всего представляющийся сотрудником милиции. Выясняется, что единственный способ избавить «родственника» от ответственности за аварию – выплатить определенную сумму. Часто говорят, что эти деньги необходимы для возмещения причиненного ущерба.
Пожилые люди в сильном душевном волнении готовы отдать преступникам все, что найдут дома. Так, на прошлой неделе минское ГУВД сообщало о 90-летней пенсионерке, которая завернула в полотенце и передала мужчине, представившемуся водителем следователя, свыше 4 тысяч долларов, около 5 тысяч рублей и 1 евро.
– Нужно просто помнить, что при задержании виновного в ДТП никакой милиционер не будет вам звонить и что-то просить. Если человек виноват в происшествии, он гарантированно и без исключений несет ответственность, – рассказывает замначальника управления по противодействию киберпреступности минского ГУВД Дмитрий Стасюлевич.
Что делать, если вам позвонили? Просто бросить трубку. Если же хотите помочь правоохранителям поймать преступников, можете согласиться на передачу денег, а затем сразу позвонить в милицию.
Любопытный банкир
Еще один мошеннический прием – вишинг. Схема тоже не новая, но, как показывает практика, весьма «эффективная».
– Эти преступления продолжаются уже несколько лет. Мы много и везде говорим о них, но минчане продолжают наивно верить, что с ними такого не произойдет, – сокрушается Дмитрий Стасюлевич. – Злоумышленники представляются сотрудниками банков, которые рассказывают жертве что, мол, с ее счета кто-то пытается снять деньги. Чтобы отменить эту операцию, якобы нужно сообщить банковскому работнику свои реквизиты и пароли. Сделать это нужно быстро, – злоумышленники стараются максимально ограничить свою жертву во времени. Ну а получив данные счета, преступники уже могут делать с ним, что угодно: снимать деньги, брать кредиты.
Схема действий в случае такого звонка та же, что и с фальшивыми родственниками – просто бросить трубку. Работники банков не имеют права требовать у клиентов реквизиты платежных карт, личный номер паспорта, не просят сообщать поступающие в СМС-сообщениях на мобильный телефон клиента коды и уж тем более не звонят никому с помощью мессенджеров.
Продавцы воздуха
Еще один популярный способ обмана, на который по неопытности может попасться и молодой пользователь – фишинговые ссылки.
– Много таких ссылок мы находим на сайтах вроде Kufar. Покупателю предлагают купить какой-то товар или оформить его доставку. В объявлении или переписке ему дают ссылку на фишинговый сайт, который внешне похож на какой-то другой. Например, на сайт «Европочты» или какого-то банка. Клиент вводит на фальшивой странице свои банковские реквизиты, и они попадают в руки мошенников.
Часто на фишинговые ссылки попадаются и те, кто что-то продает. Так, минское ГУВД сообщало о жителе Советского района, который выставил на продажу свой фитнес-браслет. Через Viber ему написал потенциальный покупатель, который предложил оформить курьерскую доставку с переводом денег на карту. Перейдя по присланной ему ссылке, минчанин увидел сайт, похожий на сайт почтового сервиса. Он ввел на странице свои данные и, вместо того, чтобы продать браслет, лишился 250 рублей.
Фишинг по любви
Пару месяцев назад оперативники начали регистрировать еще один способ обмана, связанный с фишинговыми сайтами. Злоумышленники начали ловить невнимательных минчан не только на маркетплейсах, но и в приложениях знакомств.
– Люди знакомятся, общаются. Один из них предлагает встретиться в театре или в кино. Отправляет жертве ссылку на фишинговый сайт. Человек вводит свои реквизиты для покупки билета, но вместо этого отправляет свои данные злоумышленникам.
Отличить фишинговый сайт от нормального может быть непросто, – мошенники делают все, чтобы жертва не учуяла подвох. Тем не менее, есть несколько тонкостей, знание которых позволят не попасться на крючок злоумышленников: