Служба государственных доходов Латвии (СГД) выявила уже более 400 попыток обойти санкции, которые Евросоюз наложил минувшей весной на Беларусь и Россию. Об этом сообщило латвийское издание DELFI со ссылкой на гендиректора ведомства Иеве Яунземе.
Иеве Януземе отметила, что в отношении нарушителей санкционного режима уже возбуждено больше десяти уголовных дел.
Большинство нарушений связаны с попыткой ввоза в Латвию подсанкционных товаров, например, бытовой техники стоимостью больше 300 евро. Чаще всего нарушители подделывают дату заключения договоров и срок их действия, так как ввозить товары по договорам, заключенным до вступления санкций в силу, все еще можно.
При этом, гендиректор СГД затрудняется назвать, какая сторона чаще всего выступает нарушителем: российская, белорусская или латвийская. Дело в том, что ввозимые товары проходят длинную логистическую цепочку:
– Водитель грузовика не знает, находится ли перевозимый им товар в санкционном списке или нет, поэтому ответственность в данном случае ложится на плечи заказчиков и поставщиков, которые, вероятно, надеются, что конкретный груз не будет замечен.
По словам Иеве Яунземе, количество контрабанды, начиная с марта, уменьшилось благодаря усилению контроля на границе. Такого, чтобы нарушения выявляли ежедневно, больше нет. Но расслабляться сотрудники ведомства не собираются.
Новую угрозу чиновница видит в открывшихся после пандемии границах и продленном в Беларуси безвизовом режиме для граждан прибалтийских республик. Пассажиропоток на границе вырос, и на отслеживание контрабанды теперь нужно больше ресурсов, ведь проверять будут не только большие грузовики.
Тем временем, спрос на подсанкционную продукцию все еще сохраняется, и некоторые игроки готовы пойти на риск, чтобы занять нишу.
– Есть среди них и наши перевозчики, которые работают несмотря на наши предупреждения о том, что их партнеры непредсказуемы, и что мы не можем четко сказать, сколько дней или недель они простоят в очереди, – добавила Иеве Яунземе.
В начале марта Евросоюз запретил ввоз из Беларуси товаров, которые используют для производства сигарет, минерального топлива, битума, калийных продуктов, изделий из древесины, цемента, железа, стали, пластиковых изделий. В апреле ЕС запретил белорусским и российским перевозчикам доставлять грузы по территории союза, в том числе транзитные.
Ранее мы уже рассказывали, как подорожание энергоносителей и усложнение логистики, вызванные санкциями, влияют на жизнь европейцев.