Национальное агентство инвестиций и приватизации в обзоре туристического сектора Беларуси составило «портрет» среднестатистического иностранного туриста в нашей стране.
Авторы доклада основывались на официальной статистике и исследованиях международных организаций, а также отметили основные тенденции развития отрасли. Большую часть выводов агентство делает, исходя из данных за последние «доковидные» 2019 и 2020 гг.
Как развивалась индустрия в целом
Прямой вклад туристической индустрии в белорусский ВВП за 2018 г., по данным Всемирной туристской организации (UNWTO), превысил 1,2 млрд долларов и равнялся примерно 2% от всего валового продукта. Общий вклад, который дополнительно включает в себя государственные расходы и капитальные затраты других секторов, направляемые в туристическую инфраструктуру, составлял более 6% ВВП.
Согласно данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), туристическое потребление внутри республики за пять лет с 2016 г. выросло на 44% с 3,2 до 4,6 млрд долларов.
Также агентство привело данные из рейтинга WTTC по доле стран в общем доходе мирового туризма. В 2019 г. Беларусь заняла в нем 97-е место с удельным весом в 0,047%. Для сравнения, Россия тогда заняла в рейтинге 18-е место (0,99%), Польша – 42-е (0,3%), Латвия – 107-е (0,036%), Литва – 108-е (0,033%). Лидирующие позиции оказались у США, Китая, Японии, Германии и Великобритании, на чью совокупную долю пришлось свыше 52% мировых туристических доходов.
Соотношение белорусских и иностранных туристов
Согласно официальной статистике, отмечают в агентстве, около 56% объема туристического потребления приходится на приезжих-нерезидентов.
При этом, в 2019 г. доля въездного туризма составила лишь 16%. Тогда в страну приехало около 405 тыс. иностранцев. Большую часть туристов составили белорусы, ориентированные на внутренний (44%, около 1 107 тыс.) и выездной туризм (40%, около 983 тыс. человек).
В 2020 г. из-за пандемии коронавируса резко сократилось число иностранных гостей – на 80%, до чуть менее 81 тыс. человек.
Стоит отметить, что речь идет об организованных туристах. Всего же, по информации агентства, в Беларусь каждый год, начиная с 2016-го, приезжало свыше 11 млн иностранцев.
На что тратились туристы в Беларуси
Больше всего путешественники в нашей стране тратят на услуги транспорта (29% от общего туристического потребления), продукты питания и потребительские товары (16%), а также на кафе и рестораны (12%).
В агентстве показали структуру туристического потребления в разрезе резидентов и нерезидентов. Выяснилось, что иностранцы тратят больше, чем белорусские туристы на услуги в следующих секторах:
Местные же туристы больше иностранцев тратятся в следующих секторах:
Откуда в основном ехали
76% прибытий в 2019 г. приходилось на страны СНГ. Из них 95% – на граждан России.
Что касается гостей не из СНГ, то их число с 2016 по 2019 гг. выросло с 38,2 тыс. до 182,3 тыс., чему способствовало введение безвизового режима для 74 стран. Однако большую часть этих туристов всё равно составили граждане соседних стран – Литвы (41,7%), Польши (33,6%) и Латвии (5,7%). Доля путешественников из Эстонии не превысила 1,3%, из Германии – 2,5%, из Китая – 2,8%.
Граждане стран Евросоюза оставались в Синеокой в среднем на 5 дней, граждане стран СНГ – на 6.
Сколько тратили
По данным UNWTO, в 2019 г. иностранные граждане потратили в Беларуси 1,26 млрд долларов или примерно 410 долларов на человека.
Ранее мы приводили более свежую статистику по гражданам Литвы, Латвии и Польши, для которых в нашей стране действует безвизовый режим.
Подготовил Никита ГРЕБЕННИКОВ
Фото из открытых интернет-источников