Белорусские вузы завершили зачисление студентов на бюджет и платное отделение. Тысячи девушек и юношей готовы исполнить заветную мечту о получении высшего образования. Представители Министерства образования на пресс-конференции подвели предварительные итоги вступительной кампании-2023.
Как рассказали руководители Министерства образования, общий план приема в учреждения высшего образования в этом году составлял 52,2 тыс. человек. В 2023 г. 42 государственных вуза приняли на бюджет 27,8 тыс. человек, из которых 23,3 тыс. будут учиться на дневном отделении. Контрольные цифры приема выполнены на 98%. Напомним, что по сравнению с прошлым годом вузы несколько снизили план приема: на 1,5 тыс. уменьшилось количество платных мест. В то же время число бюджетных мест выросло на 600. Списки зачисленных абитуриентов в вузы уже готовы. Традиционно их размещают на главных страницах сайтов учебных заведений или в разделе «Абитуриенту».
Самые высокие проходные баллы (398 из 400) были зафиксированы на специальности «Международное право» в БГУ. Помимо этого, весьма востребованной оказалась специальность «Программная инженерия» в БНТУ и БГУИР – здесь проходные баллы на бюджет уверенно приближались к 400 и были равны 394. Тройку топовых специальностей замыкают «Электронная экономика» в БГУИР и «Востоковедение» в БГУ. Чтобы стать первокурсником этих направлений, нужно было набрать примерно 393 балла.
В региональных вузах первокурсники также продемонстрировали высочайший уровень знаний. В частности, проходной балл на специальность «Лингвистическое обеспечение межкультурной коммуникации» Витебского госуниверситета им. П. Машерова составил 378. Чтобы учиться на специальности «Правоведение» в Гродненском государственном университете им. Я. Купалы абитуриентам в этом году нужно было набрать 370 баллов.
В Министерстве образования отмечают рост числа абитуриентов, которые по результатам ЦЭ и ЦТ с учетом среднего балла аттестата набрали более 300 баллов.
В среднем по стране конкурс составил 1,4 человека на место. Если говорить о самых высоких конкурсах, то они традиционно наблюдались среди творческих профессий. Так, на одно место на специальность «Графический дизайн и мультимедиадизайн» в ГрГУ им. Я. Купалы претендовало сразу 18,6 человек, в БГУ – 14,8. Желающих учиться на стоматолога в Витебском медуниверситете также было огромное количество – конкурс составил 12 человек на место.
На зачисление вне конкурса претендовали около 400 человек, в числе которых – абитуриенты с инвалидностью и поступающие из числа сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей.
В Министерстве образования отмечают, что в последние годы растет интерес молодежи к педагогическим специальностям, а к инженерному и аграрному направлению, наоборот, падает. Чтобы повысить интерес молодых людей к инженерным профессиям, уже с 1 сентября в школах страны откроются инженерные классы. При подготовке ребят будет реализована связка «школа-университет-предприятие». Девушки и юноши, обучающиеся в инженерных классах, смогут приходить на промышленные предприятия, видеть свои потенциальные рабочие места и в будущем при поступлении делать выбор в пользу инженерной профессии.
Изменится ли форма испытаний в 2024 году?
Напомним: весной и в начале лета 2023 г. можно было услышать немало критики о новой системе оценивания знаний ребят, в частности, определенные сложности возникли при расчетах проводимых впервые в стране централизованных экзаменов. Однако после того, как к проблеме подключился Президент и баллы пересчитали, недовольных не осталось. Завершая не самую простую вступительную кампанию, представители Министерства образования отметили, что большинство родителей и педагогов поддержали проведение ЦЭ. Впрочем, определенные организационно-технические моменты, не скрывают в ведомстве, нужно будет подкорректировать. Министр образования Андрей Иванец сообщил, что осенью пройдет совещание с участием Александра Лукашенко, где будут детально рассматриваться поступившие предложения. К примеру, учителя предлагают изменить даты написания ЦЭ, чтобы ребята не сдавали ЦЭ в воскресенье. Кроме того, нужно будет принять окончательное решение по системе подсчета баллов – прорабатывается вопрос о введении линейной (пропорциональной) формулы.
Андрей Иванец считает, что необходимо унифицировать критерии оценок по результатам централизованного экзамена и тех норм оценивания знаний учеников, которые используются в школе. Так как во всех регионах и в Минске по централизованному экзамену наблюдаются очень ровные результаты, можно говорить о высоком уровне и доступности общего среднего образования. При этом не имеет значения, учится ребенок в малокомплектной сельской школе или столичной гимназии. По данным Министерства образования, более 50% стобалльников по ЦЭ проживают в райцентрах и сельских населенных пунктах. В пользу объективности ЦЭ говорит факт наличия у ряда обучающихся нулевого результата. Помимо этого, анализ нынешней системы показал, что структура и содержание заданий на испытаниях полностью соответствуют школьной программе.
В ведомстве убеждены, что внутренний экзамен, как и ЦЭ, полностью себя оправдал. Члены предметных комиссий смогли увидеть абитуриента, оценить уровень подготовки ребята и их мотивацию.
Еще одной положительной чертой нынешней вступительной кампании в ведомстве считают отсутствие так называемой беготни между университетами. Частично это произошло из-за сокращения количества сертификатов с четырех до трех. Абитуриенты могли подавать документы в различные вузы не одновременно, а поэтапно – в зависимости от конкретного профиля.
Молодые люди, которые шли на специальности с очень высоким конкурсом, видя, что не проходят, не забирали документы, а целенаправленно оставались. У них оставался шанс поступить на смежные специальности, которые были открыты для дополнительного набора. Получилось, что при допнаборе вузы набрали очень сильных ребят с высокими баллами.
Андрей Иванец заявил, что этапность вступительной кампании была определена верно.
Подготовила Наталья МАРЦИНКЕВИЧ
Фото Степана ТЮШКЕВИЧА