1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
МИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ > Новости > Строительство минского метро ускорится: появится второй тоннелепроходческий комплекс
20 августа 2025

Строительство минского метро ускорится: появится второй тоннелепроходческий комплекс

Ежедневно минский метрополитен перевозит около 700 тысяч человек. Чтобы пассажиры могли быстро и с комфортом добраться в нужную точку, работают 36 станций. Вскоре первых пассажиров примут еще три: «Переспа», «Комаровская» и «Парк Дружбы народов». Их запуска ждут все горожане. Рассказываем, на каком этапе строительство.

Круглосуточно и без выходных

Строительство новых станций ведется параллельно. Всего их три: «Переспа» (ул. Кропоткина — пр. Машерова), «Комаровская» (ул. В. Хоружей — ул. М. Богдановича) и «Парк Дружбы народов» (пл. Бангалор). Загруженность метро на строящемся участке ожидается хорошая, ведь новые станции появятся рядом с густонаселенными кварталами.

Будущие станции расположились на отрезке более 4 км и возводятся открытым способом. Стройка на маршруте идет круглосуточно и без выходных. Сейчас часть специалистов занята переустройством коммуникаций. Говорят, участок здесь непростой. В районе застройки советских времен встречается немало неучтенных инженерных сетей.

Снаружи выглядит как классическая стройка: башенные краны, экскаваторы, сварка.

Гидрологические условия тоже весьма сложные. Грунтовые воды залегают на глубине 2,5—3 метров, поэтому для переустройства инженерной сети и сооружения котлована на некоторых объектах пришлось предварительно провести строительное водопонижение.

В настоящее время основная стройка развернулась на станции «Парк Дружбы народов». Вовсю идет перекладка инженерных сетей, приступили к сооружению конструкций вестибюля станции. Она, к слову, будет большой, со множеством входов и выходов по кругу, как на станции «Площадь Победы». Необходимость построить большое количество входов и выходов не осложняет работу метростроителей с технической точки зрения, но потребует больше времени, чем сооружение станции с классической системой входов на две стороны.

В 2025 году метростроители также планируют начать работы по строительству станции «Комаровская». Стройплощадка разместится на перекрестке улиц М. Богдановича и В. Хоружей. На данном участке еще предстоит запустить объезды для наземного транспорта, объяснил заместитель главного инженера УП «Минскметрострой» Сергей Гречкин:

— Скоро начнем сооружать там котлован, который нужен для проходки тоннелей и возведения в последующем самой станции. Аналогичная ситуация на станции «Переспа». Там часть инженерных сетей уже переложили, активно строим будущие объезды, чтобы сформировать строительную площадку.

Одним словом, работы у метростроителей полно. Нужно закончить переустройство сетей, в том числе теплотрасс, до наступления отопительного сезона, а также успеть построить все объезды до морозов.

Подруга для «Алеси»

Стройплощадка около парка Дружбы народов снаружи выглядит как классическая стройка: башенные краны, экскаваторы, сварка. И только попав за ограждение, понимаешь масштаб. Перед нами огромный котлован глубиной 15 метров и длиной около 90 метров!

Перед нами огромный котлован глубиной 15 метров и длиной около 90 метров!

Спускаемся вниз. Именно отсюда тоннелепроходческий механизированный комплекс «Алеся» в июне начал проходку первого перегонного тоннеля на строящемся участке. Трасса пролегает от площади Бангалор в направлении улицы Мельникайте.

В котловане сразу бросилось в глаза разное сечение тоннелей. Оказалось, те, которые прокладывает «Алеся», круглые, а сооруженные вручную — прямоугольные. Данные нюансы видны только на этапе стройки, пассажирам из вагонов они будут незаметны.

Именно отсюда «Алеся» начала проходку первого перегонного тоннеля на строящемся участке.

Станция «Парк Дружбы народов» станет пересадочной. На этапе ее строительства заложат пересадочный узел и законсервируют до начала сооружения четвертой линии метро.

Вокруг аккуратно уложены фрагменты колец, которые монтирует «Алеся». Кран кладет комплект для монтажа очередного кольца на блоковозку, которая тут же отправляется под землю, чтобы стать частью будущего тоннеля.

Внизу уже аккуратно уложены фрагменты колец, которые смонтирует «Алеся».

Внешне «Алеся» напоминает поезд — щит и восемь технологических тележек, каждая из которых имеет свой функционал. Она способна проходить под землей до 250 метров в месяц.

— Первые 155 метров сегодня уже позади. Всего предстоит преодолеть 3,2 км. Скорость проходки — восемь колец в сутки, это примерно 11—12 метров, — встречает нас заместитель начальника тоннельного отряда № 1 УП «Минскметрострой» Андрей Щечко. 

Он трудится на строительстве метро с 2008 года. Станция «Парк Дружбы народов» — шестая, на которой ему довелось поработать. Говорит, станция — это целый подземный город со своей инфраструктурой и сотнями километров кабелей и труб. Все это еще предстоит смонтировать.

Стропальщик Олег Павлович готовит комплект для монтажа очередного кольца в тоннеле.

Входим в тоннель — внутри чисто и просторно, но шумно. Насосы закачивают тампонажный раствор в пространство между обделкой тоннеля и грунтом, чтобы предотвратить его проседание в дальнейшем.

За пультом управления «Алеси» — оператор. Он следит за мониторами, на которых отображаются все необходимые для правильной проходки параметры, в частности давление грунтов и воды, управление шнеком и вспомогательным оборудованием. Все в норме!

Оператор за пультом управления «Алеси» следит за параметрами проходки.

— Направлять «Алесю» по правильному курсу под землей оператору помогает роботизированная навигационная система. Это сверхточное оборудование способно прокладывать тоннель с точностью до миллиметров. Курс корректируется вот этими домкратами, которыми «Алеся» толкается от уже смонтированных колец, — показывает Андрей Щечко.

До конца года в Минске появится второй тоннелепроходческий механизированный комплекс. Такое решение принято для ускорения темпов строительства столичной подземки.

Новый комплекс оснастят современным оборудованием, которое позволит выполнять высокоточную отделку тоннелей. Он начнет сооружать второй перегонный тоннель на строящемся участке и значительно ускорит всю работу.

Проходчик Алексей Карпович занят работами в тоннеле.

Дело в том, что раньше «Алеся» прокладывала первый перегонный тоннель из точки А в точку В, затем отправлялась на плановую диагностику, после перевозилась обратно в точку А и начинала прокладывать второй перегонный тоннель параллельно первому. С появлением второго тоннелепроходческого комплекса метростроители будут сооружать два тоннеля одновременно. Сергей Гречкин пояснил, почему это важно:

— Пока мы не построим оба тоннеля, мы не можем делать различные притоннельные сооружения. Водоотливные установки, вентиляционные камеры… Это та подземная инфраструктура, без которой станция функционировать не может.

Второй тоннелепроходческий комплекс для минской подземки поставит Китай. Машина полностью удовлетворяет требованиям технического задания, которые выдвигались нашей стороной. Поскольку Китай — дружественная страна, трудностей с профилактикой комплекса или закупкой запасных частей к нему не возникнет.

Проходчик Андрей Страх за работой.

Особый стиль

Тем временем дизайнеры уже определились с внешним обликом будущих станций. Индивидуальный стиль станциям «Переспа» и «Комаровская» придали за счет цветовой гаммы и подсветки, а также декоративных панно на торцевых стенах.

На обеих станциях отказались от размещения лифтовой шахты в середине кассового зала, как на уже действующих станциях третьей линии. Вместо этого впервые эскалаторы расположат по бокам от лестницы. С одной стороны платформы будет два эскалатора и лестница между ними, а с другой — два эскалатора и лифт между ними.

В дизайне станций прослеживается мотив стихий. Станция «Переспа», например, по задумке архитекторов, должна вызвать у пассажиров ассоциации с водой. Когда-то здесь протекала одноименная река. Станцию выполнят в сине-бирюзовой гамме. Центральную часть потолка окрасят в кобальтовый цвет. На ней расположится светящаяся декоративная конструкция. Стилистически и композиционно она станет продолжением графического панно на стене. Основное освещение платформенного участка расположится на балках между колоннами. Плюс декоративное закарнизное освещение создаст определенные световые спецэффекты на поверхностях. Они будут красиво отражаться в полу, который отполирован практически до зеркального блеска.

На станции «Комаровская» основным акцентом выбран оранжевый. В дизайне просматриваются космические нотки: например, светильник на потолке чем-то напоминает звездное небо.

На станции «Парк Дружбы народов» архитекторы решили не окрашивать бетон, оставив его натуральный цвет. На платформенном участке не будет колонн, за счет чего станет больше «воздуха». На станции появится панорамный лифт, а на этаже с кассовыми залами — стеклянная галерея, из которой откроется вид на платформу. В потолках над лестницами расположатся витражи, через которые естественный дневной свет сможет освещать часть платформы.

Метростроители работают на маршруте круглосуточно и без выходных.

USB-розетки и поручни с теплым покрытием

Обслуживать новые станции будут самые современные поезда. Минский метрополитен готовится к пополнению парка.

Пассажиры смогут оценить 20 новых вагонов, оснащенных кондиционерами, сквозными проходами и улучшенным дизайном, уже в конце 2025-го.

Новые составы были разработаны в России специально для белорусской столицы с учетом последних тенденций в транспортной сфере. Вагоны оборудованы расширенными дверными проемами и сквозными межвагонными переходами. В конструкции применяются дверные механизмы прислонно-раздвижного типа с системой против зажатия. В салоне установлены эргономичные сиденья из мягкой износостойкой ткани, поручни с «теплым» покрытием, современные системы адаптивного освещения, обеспечения микроклимата с обеззараживанием воздуха, видеонаблюдения, обнаружения и тушения пожара, информирования пассажиров. Есть и USB-розетки для зарядки гаджетов. В головных вагонах новых составов предусмотрены места для маломобильных пассажиров и детских колясок.

В экстерьере использован уникальный дизайн и фирменные цвета Минского метрополитена. Все вагоны новых поездов моторные и рассчитаны на эксплуатацию в течение 30 лет.

Четвертой быть

А что дальше?

К концу года планируют завершить доработку концепции четвертой линии метро. Она должна стать кольцевой с 17 станциями. Предполагается, что значительная часть кольцевой трассы метрополитена пройдет под улицами второго транспортного кольца.

Работа предстоит непростая: необходимо построить сразу шесть пересадочных станций. Часть уже существующих станций придется переделывать в пересадочные. Также нужно создать еще одно или два депо для обслуживания поездов четвертой линии.

Сейчас специалисты «Минскметропроекта», «Минскметростроя», Минского метрополитена, «Минскградо», «Минсктранса», «Минскэнерго», районных администраций и других причастных ведомств и хозяйствующих субъектов обсуждают точное месторасположение новых станций и их выходов. Ожидается, что строительство четвертой линии позволит окончательно решить вопрос разгрузки пересадочного узла между первой и второй линиями, реализовать концепцию создания транспортно-пересадочных узлов между всеми видами городского и пригородного транспорта.

В будущем около пересадочных станций четвертой линии могут появиться и так называемые объекты притяжения: магазины, бизнес-центры, поликлиники, учебные заведения и иная сопутствующая инфраструктура.

Подготовительные работы для полномасштабного строительства четвертой линии метро начнутся уже в следующем году.


Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/user1122942/www/minskprofstroy.by/wp-content/themes/fpbV2/footer.php on line 86

Warning: Use of undefined constant php - assumed 'php' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/user1122942/www/minskprofstroy.by/wp-content/themes/fpbV2/footer.php on line 91