Даже если человек поселился на хуторе в десятках километрах от города, он может быть уверен, что ему всегда привезут свежий хлеб, молоко и другие продукты. Обозреватель портала 1prof.by поговорила с продавцом автомагазина Березинского филиала Минского облпотребобщества и узнала, какую продукцию любят и ценят соотечественники, на сколько закупаются сельские жители, как автолавкам райпо удается выдерживать конкуренцию.
Продавцом автолавки Валентина Денисевич трудится уже около 10 лет. Рабочий день нашей собеседницы начинается рано. Уже в 7:15 она получает на заводе хлебобулочную продукцию и отправляется за молочной продукцией. В 9:00 «магазин на колесах» уже работает на окраине города Березино, а затем направляется в близлежащие деревни.
– Когда-то давно я торговала на рынке. Однажды меня попросили заменить в райпо отпускников – тот опыт, как позже окажется, мне пригодился. Затем я ушла в декрет. Пока занималась воспитанием ребенка, мое место на рынке заняли. Предложили работу продавцом в автолавке, я согласилась, – поделилась своей личной историей Валентина Владимировна.
Заработки продавцов автолавок напрямую зависят от объема продаж. Ежемесячная заработная плата составляет 3% от выручки. К примеру, в прошлом месяце наша собеседница наторговала на 50 тыс. рублей. В итоге на руки она получила около 1,5 тыс. руб.
– Зимой, конечно, столько заработать сложнее. Летом очень много дачников. Плюс к бабушкам и дедушкам внуки на каникулы приезжают. По выходным родители навещают детвору. Работаем в соответствии с четким графиком, в котором указаны места остановок и время работы передвижного магазина. Когда людей очень много в какой-то деревне, можем чуть опоздать на последнюю точку. Но доезжаем до каждого населенного пункта, никто не останется у меня без хлеба. Бывает летом трудимся с раннего утра и до 8 вечера. Есть большие деревни, где делаем по девять остановок. А где-то живет всего один человек. За день в среднем объезжаем 15 деревень, иногда и по 20, – рассказывает о своем маршруте героиня публикации.
Валентина Денисевич – работник ответственный и честный, с уважением относящийся к покупателям. Жители района искренне благодарят ее за внимание и доброжелательность.
– Есть деревня недалеко от трассы, где живет всего одна бабушка. Раньше она выходила на трассу и встречала нас. Теперь ей тяжело ходить, поэтому подъезжаем прямо к ее дому. Я очень жалею старушку, заношу сумки прямо к ней домой. Иногда она просит привезти ей лекарства или что-то еще. Никогда не отказываю, – поделилась отношением к людям преклонного возраста продавец с многолетним стажем.
К особой категории покупателей можно отнести детей. Приезд автолавки для них – настоящее событие. Иногда ребята так быстро съедают только что купленное мороженое, что становятся в очередь второй раз. Им нравится получать сдачу, и обязательно чтобы с чеком.
– Естественно, когда едем по деревне, всегда сигналим. Торгую только через окошко, внутрь машины никто не заходит. В разгар пандемии я работала в маске и перчатках, – рассказывает о трудовых буднях продавец. – Телефон мой много у кого есть. Мне часто звонят и говорят, что конкретно привезти в следующий раз, – описывает жизнь деревенских жителей продавец автолавки.
Летом средний чек приезжих горожан – около 80 руб. Местные тратят поменьше: кто-то покупает продуктов на 10-15 руб., другие – на 30 руб. Пенсионеры стараются по возможности экономить. Сейчас пошли грибы и ягоды. Люди активно их собирают и продают, поэтому деньги у многих есть.
– В теплое время года ассортимент доходит до тысячи наименований. Каждый продавец корректирует виды продовольствия в зависимости от предпочтений клиентов. Пожилые люди чаще всего покупают молоко, хлеб, колбасу, яйца, масло. В дни пенсии выручка всегда растет. А к концу месяца покупки становятся более скромными. Свою нишу занимают дачники. Молодежь часто покупает продукты для пикника – мясо, напитки, все необходимое для маринада. Берут также чипсы и соусы, у нас часто на них акции. Зимой и возможностей финансовых у покупателей меньше, и людей в целом в селах остается немного, – рассказывает о предпочтениях покупателей собеседница.
Мы попросили у Валентины Владимировны составить топ самых покупаемых в автолавке продуктов. Собеседница сразу уточнила, что приезжие всегда отдают предпочтения продуктам местного производства. Список выглядит примерно так:
Кроме того, быстро уходят с прилавка различные напитки. Иногда покупатели балуют себя икрой, красной рыбой, дорогими алкогольными изысками.
– Я всегда слежу за прогнозом погоды. Если передают жару, нужно вести больше мороженого. Расходятся «на ура» овощи и фрукты. Стоимость овощей у представителей райпо всегда ниже, чем в других торговых точках, – рассказала Валентина Денисевич.
Помидоры, к примеру, сейчас стоят около 3,14 руб., раньше даже по 2,10 руб. можно было купить. Капуста стоит 80 копеек за килограмм, огурцы – 1,14 руб.
– Зимой предпочтения людей меняются. Это очень заметно. Переходят на более тяжелую пищу, мяса больше берут, – делится опытом женщина.
Все автолавки в Беларуси оборудованы терминалами.
– Покупатели часто расплачиваются картой – две третьих от всей выручки приходится именно на электронную систему. Связь по моему маршруту берет почти везде. Но там, где нет возможности расплатиться картой, люди снимают деньги заранее, – резюмировала Валентина Денисевич.
Конкуренция, призналась Валентина Денисевич, у магазинов райпо огромная. Многие коммерческие организации предлагают сельским жителям свою продукцию.
– Как удается выдерживать конкуренция? Ответить не просто. Не хочется хвастаться, но многие люди ко мне уже привыкли. Однажды меня поставили на другой рейс, так покупатели звонили в администрацию райпо и спрашивали, что случилось. Пожилые люди хорошо меня знают, а я – их. Конечно, бабушкам порой хочется поговорить, рассказать о своих проблемах, новости обсудить. При возможности перекидываюсь с ними парой слов. Бывает выслушаю их, когда сумки подношу, – замечает героиня.
Помимо хорошего отношения клиентов привлекают клиентов и социальные скидки. Приятные бонусы предоставляют всем, предъявившим пенсионное удостоверение.
На вопрос «сложно ли работать продавцом автолавки?» найти ответ собеседнице оказалось непросто.
– Конечно, есть свои трудности. Даже в дороге постоянно находиться целый день не каждый сможет. А здесь приходится еще и товар взвешивать, заниматься подсчетами, документы заполнять и т.д. Сначала было очень тяжело, – вспоминает Валентина. – Но со временем привыкаешь к столь активному темпу работы.